воскресенье, 30 сентября 2012 г.

История кукол

История кукол

Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей.

Древнейшие куклы, выполненные мастерами, датируются 20 в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.

Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого – обожженная глина. Конечности крепились веревкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите. Очень популярным товаром были куклы на рынке Древнего Рима. Из саркофага императрицы Марии, жены императора Гонориуса (384-423 г.н.э.),была извлечена великолепная кукла из слоновой кости.
В Ростовской области, в археологическом музее-заповеднике Танаис, хранится культовая и театральная кукла Маккус, выполненная из терракоты и относящиеся ко 2 в.н.э.


В Средние века за немецким городом Нюрнберг закрепилась репутация города Игрушек. В Нюрнбергских летописях 1413, 1465 гг. упоминаются имена куклоделов Отто и Месса. Вслед за Нюрнбергом кукольное дело стало процветать в Аугсбурге и Ульме. Первое время изготовление игрушек считалось свободным ремеслом, не закрепленным строго за каким – нибудь цехом. Самые искусные мастера занимались этим делом в качестве не основного занятия, а им приходилось пользоваться своими навыками токарного ремесла, ювелирного ремесла, работы по дереву, металлу, бронзе и олову. Позднее цеховое разделение распространилось и на кукольную индустрию: плотник делал кукольную мебель, гончар - посуду, ювелир – украшения. История кукол, дает представление об истории развития моды, о меняющемся идеале красоты и происходивших социальных процессах.

Со средних веков Франция стала лидировать как законодательница мод. Кукол, одетых по последней французской моде лучшими придворными портными, рассылали ко дворам всех Европейских королевств как послов моды. В 17 в. среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару элегантно одетых кукол для приятного развлечения: одну в о фициально - парадном туалете, другую в элегантном неглиже.

Они назывались – большая и малая Пандора. 17-18 вв.. Туловища кукол обычно делались из дерева, руки и ноги – из кожи козленка. Видимые части: лицо, шея, кисти и икры раскрашивались. Английские кукольники предпочитали воск. Но типичным для 18 в., для эпохи Рококо, материалом был фарфор. Изготовители стремились придать своим куклам как можно более правдоподобный вид. Для этого использовались парики из натуральных волос, стеклянные глаза, впервые изготовленные стеклодувами немецкого г. Лауша. За XVIII в. закрепилась слава эры механических игрушек. Среди имен мастеров механических игрушек особенно выделяется имя французского кукольника Жака де Вакансона.

Выбор материала

Ткань.
Для тела куклы лучше всего брать х/б ткань: сатин, ситец простынный. Можно лён, но он сыпучий. Можно какую-то синтетическую ткань. Главное, чтобы она не была сыпучей и не тянулась. Подбираете ткань по цвету тела: светлый или темный бежевый или золотистого загара. Всё зависит от Вашего желания или вида будущей куклы.
Полимерная глина. Этот материал очень удобен при использовании: не липнет к рукам, быстро становится мягким и эластичным, застывает при комнатной температуре. Такой глиной пользуются многие художники, скульпторы и творческие люди. Так же полимерная глина продается уже сразу цветной, что позволяет сразу подобрать вам подходящую цветовую гамму для вашей куклы.
Солёное тесто. Из этого материала удобнее лепить с детьми, он безопасен и не вреден. Преимущество слоеного теста в том, что оно быстро сохнет, материал не дорогой и полепить из него можно в любое время. Минус солёного теста в том, что объемную фигурку сделать сложно, только при использовании каркаса.

Куклы - примитивы


Под названием "примитивы" представлены куклы, сшитые по максимально упрощенной, "примитивной" форме, без четкого анатомического соответствия. Пропорции и части тела у этих кукол так же весьма условны.

Первые куклы-примитивы - это "Чердачные куклы"

Они являются составляющей Наивного Искусства - то есть того искусства,которое творилось руками "непрофессионалов", не обученных специально людей, у которых не было соответствующего художественного образования. Поэтому они и отличаются простыми незатейливыми формами, невысокой технической точностью и качеством изготовления, не особо ровными линиями и не всегда гармонирующей цветовой палитрой.
Чем же так привлекательны эти, казалось бы, неказистые куклы? Может это обаяние простоты и безыскусности кажется живым воплощением наших детских рисунков, наивных и не совсем умелых... Поэтому и вызывают эти нескладные"замарашки" такие положительные эмоции.

Этот стиль текстильной куклы, которую можно назвать Народной Художественной куклой, зарождается еще во времена первых Американских поселенцев, которые были вынуждены изготавливать кукол для своих детей, используя самые простые и доступные материалы. В те времена красивые фарфоровые куколки, продававшиеся в магазинах, были просто не по карману и считались роскошью для многих. Но тогда почти все женщины хоть немного умели шить. Так и начинали создаваться любящими родительскими руками первые куклы-примитивы: из обрезков, лоскутков, завялявшихся в рукодельных корзинках, из мешков от сахара или муки, которые всегда найдутся в любом хозяйстве.

Форма головы и тела этих кукол часто бывает ассиметричной. Некоторые куклы вообще ограничиваются лишь едва обозначенными чертами лица. Глаза заменяют пуговицы, нос - нашитый сверху лоскут. Часто у куклы редкие волосы или она совсем лысая. Для пришивания рук или ног иногда используется пуговичное крепление. Обувь чаще "нарисована" прямо на ногах. В руках куклы-примитивы иногда держат мягкую игрушку, птицу. На одежде куклы-примитива рукодельницы вышивали незамысловатые стихи, поговорки. Цвета у одежды чаще приглушенной палитры или красно-бело-голубой гаммы, как у Американского флага.


Корейские тряпиенсы

Это японские или корейские текстильные куколки достаточно небольшого размера. Формы их тела напоминают американскую Барби, но они сшиты из ткани. Отличаются изящным и хрупким телосложением и имеют ещё несколько особенностей.


Достаточно часто тряпиенсов путают с тильдами. Но это совершенно разные виды кукол и общего у них только то, что выполнены они из ткани. Тряпиенсы выделяются пышными богатыми нарядами, законченностью образа, продуманностью не только позы, но и каждой детали, каждой мелочи. Лица корейских и японских кукол – рисованные, обычно акриловыми красками для текстиля. Хотя в понятие «лицо» здесь входят глаза, чаще всего закрытые, и румяна.


В тряпиенсе больше всего ценится образ, «кукольная душа» и «кукольное настроение», которые мастер должен передать с помощью позы – положения рук и ног, формы лица и выражения глаз. При этом утверждение, что два штриха глаз не могут творить настроение куклы – грусть, загадку, радость, счастье – совершенно ложны, прорисованные под разным углом они помогают фантазии проиграть целый спектр эмоций, которые несет кукла.

Еще одна особенность тряпиенсов – их прически, выполненные из искусственных волос. Это всегда замысловатые и сложные композиции. Косички, хвостики, локоны; бусинки, цветы, ленты и многое-многое другое используется при их создании. Прическа тряпиенса это не только очень кропотливая работа, это – искусство.

Особого внимания также требуют наряды тряпиенсов – красивые дорогие ткани, сложные фасоны, мелкие детали, кружева – все это неотъемлемые элементы кукольного убранства . Эффектный образ куклы дополняют и аксессуары – крошечные зонтики, сумочки, веера, шляпки, букеты, сережки, бусы и многое другое.
Работа над такой куколкой кропотлива и трудоёмка, это кукольная миниатюра в тряпичном стиле. Крохотные аксессуары, одежда и обувь поражают воображение.

Вальдорфская кукла

Вальдорфская кукла – это важная составляющая часть вальдорфской педагогики. Эта гуманистическая система достаточно молода, но приобрела широкую популярность за свои добрые принципы, легко подходя под любой менталитет. Принцип гуманного и внимательного до мелочей отношения к ребенку, необходимость учитывать естественный ход развития малыша – все это присуще и вальдорфским игрушкам. В отличии от «коммерческого», фабричного потока игрушек, за которым – маркетинговые ходы и рекламные "примочки", вальдорфская кукла создана в первую очередь, для гармоничного развития всех качеств растущего ребенка.

Основной идеей в создании вальдорфских кукол является то, что они делаются только из натуральных и природных материалов. Нежная детская кожа чувствительна к натуральному и искусственному, и будет гораздо лучшим, если малыш познакомится вначале с природным, естесственным окружающим миром. Поэтому не случайно, что в этой игрушке исользуются натуральная ткань, натуральная набивка (овечья шерсть - сливер, очёс) Все эти материалы легко перенимают тепло и энергентику мастера, сделавшего эту игрушку, а затем передаются через игру и малышу..

При выборе игрушек для малышей должен учитываться и возраст, и характер, и даже конституция ребенка. Да и цвета для вальдорфской игрушки особенные - естественные, природные, а не "ядовитые", "режущие глаз". Эта кукла должна делаться в ручную, "фабричность" в ней недопустима. Поэтому у каждой куколки, изготовленной руками мастера или заботливой, любящей мамы свои неповторимые, уникальные черты. Надо отметить, что и линии у этой игрушки всегда плавные, округлые. Да и сама кукла мягкая и пластичная, её приятно обнимать и класть с собой в кроватку.

Еще одной особенностью вальдорфской куклы является то, что её пропорции должны соответствовать человеческим, чаще - детским. Соотношение: голова к телу - это одна треть от него. Так же черты лица куклы весьма условны. Это делается для того, чтобы ребёнок мог "поместить" в куклу свои эмоции и настроение, независимо от навязанного выражения кукольного лица, это оставляет свободу для развития его воображения. Нельзя не упомянуть и о том, что для каждого возраста в этой педагогике соответствует определённая игрушка. По мере вросления малыша, детали и черты куклы конкретезируются, становясь более проработанными, "подробными".


Валяная кукла

Кукла в технике фильц, или валяная кукла делается методом сухого валяния из шерсти и мохера. Некоторые мастера совмещают сухое валяние и "мокрое", для ровного проваливания. Такие куклы получаются с интересной фактурной поверхностью, которая выглядит настолько мягкой и приятной, что вызывает желание прикоснуться к ней, погладить, подержать в руках. Куклы, выполненные в этой технике кажуться живыми, тёплыми, благодаря тонким волокнам натуральной шерсти для валяния.

Волосы для таких кукол чаще делают из сходных природных материалов - мохера, шелка для валяния, тонкого козьего тресса, пряжи или используют ту же шерсть для валяния.Чем плотнее финишная увалка, чем лучше увалян верхний слой - тем однороднее и красивей получается поверхность. Для этого нужно использовать самые тонкие иглы и тщательно прорабатывать каждый миллиметр поверхности.

Глаза у куклы в технике фильц могут быть вставными или приваляны к лицу из той же шерсти. Во втором случае можно сделать на плавные переходы цвета и блик, чтобы глаз казался обьемным и блестящим.Обратите внимание, как шерсть позволяет "вылепить" рельеф лица, сделать его обьемным.Одежда таких кукол смотрится гармоничнее, если она сделана из того же или подобного материала.Можно, переплетая волокна, создавать свою неповторимую, уникальную ткань, соответствующую образу куклы.Шерсть - это удивительный материал, который даёт возможность подчекнуть домашнюю уютность и трогательность момента.

ссылки

1.http://www.dollplanet.ru/izgotovlenie_kukol/glaza_dlya_kukol
(изготовление глаз для кукол)

2.www.livemaster.ru(рисуем глаза текстильной кукле)

3.http://fimoschool.4bb.ru/viewtopic.php?id=18
(книга о создании куклы смешанной техникой (текстиль и полимерная глина)

4.URL: http://www.dollplanet.ru/izgotovlenie_kukol/plastiki_1/
(все о свойствах полимерной глины)

5.http://www.dollplanet.ru/izgotovlenie_kukol/ketrin_dewey_2
(пропорции головы и тела)

6.http://www.dollplanet.ru/izgotovlenie_kukol/ketrin_dewey_3
(создание текстур обжиг скульптуры роспись)

7.http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html
(история куклы)

8. http://shkola-igrushki.ru
(текстильные куклы, виды, м/к)

Комментариев нет:

Отправить комментарий